У многих сегодняшних школьников своих детей не будет

10 типов детей, которым не рады в нашей школе ни учителя, ни одноклассники

У многих сегодняшних школьников своих детей не будет

Каждый ребёнок уникален, но есть совсем необычные дети. Им часто трудно в обычной школе — они к ней просто не приспособлены (как и школа к ним). В нашей обычной школе даже в целом небольшие различия, с которыми легко в общем-то справиться, могут стать причиной проблем для всех. Ксения Букша рассказывает о своей дочери и других детях, которые не смогли вписаться в обычную школу.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

В этом году моя приёмная дочь наконец пошла в школу. В шестой класс, по возрасту. До этого она два года училась со мной дома. Но это не массовая обычная школа, а недорогая, 12 тысяч рублей, маленькая частная петербургская школа.

Здесь собрались дети, которые в обычную школу по каким-то причинам не вписались. И здесь, без громких слов об «индивидуальном подходе к каждому», без придыханий и лишнего детоцентризма, их спокойно и планомерно учат. Учат в школе — и больше ничего.

Преподаватели разных предметов сидят за партами в разных углах большой комнаты, дети подходят к ним по очереди и сдают свои темы. Если кто-то не понимает — учитель даёт краткие пояснения. Пятиклассники готовятся бок о бок с одиннадцатиклассниками. В скромном помещении без ремонта стоит негромкий рабочий гул. Много детей сразу таким способом не выучишь, поэтому наша школа мала.

Портреты этих конкретных детей — девочек и мальчиков, оставшихся «за бортом» массовой школы — характеризуют её лучше, чем любые теоретические рассуждения.

1. Стеснительная тихоня

Белокурая медлительная новенькая-восьмиклассница с большой головой, которая выходит из кабинета, всхлипывает и повторяет много раз: «Я не знаю, почему я плачу!». Завуч и учительница математики успокаивают её, урок продолжается.

Что там было в обычной школе? Дразнили? Не успевала записывать за учителем? Было скучно, грустно и страшно? Много болела? Началась депрессия? Родилась с небольшими особенностями, а школа, вместо того чтобы их скомпенсировать, усилила? Все варианты одинаково вероятны.

2. Мальчик с аутизмом

Парень с аутизмом, который ходит на цыпочках, иногда с чётками в руках. Он очень любит биологию и с ходу рассказывает про жёсткокрылых (жуков, то есть), которые составляют многочисленный отряд. Очень дружелюбный и при этом совершенно не навязчивый. Просто ему надо ходить: то туда заглянет, то сюда завернёт.

У людей с аутизмом часто повышенная тревожность. Интересы у них бывают особые, углублённые. Как правило, такой ребёнок не чувствует социального контекста, и хорошо, если может выполнять формальные правила. А интеллект — нормальный. Учиться — может.

Общаться — этого многие не понимают — хочет и может, только чуть иначе. Детей с аутичным спектром больше, чем многие думают, и не все они ходят с чётками. Некоторые с виду вообще ничем не отличаются от других.

Но в массовой школе им плохо, а с ними — трудно.

3. Юный диссидент

Тот, кто заезжает в школу, громыхая самокатом, подходит к кулеру и выпивает залпом три стакана воды. На нём майка «Команда Навального», на рюкзаке значок «Бузотёр». В перерыве он рассуждает о феминизме с двумя любопытными девочками из девятого.

Надо ли говорить о том, что не все убеждения подростка приветствуются в современной массовой школе? Напоминать ли о том, как старшеклассников срывали с урока на допросы, проведённые без адвоката и родителей, в присутствии одного лишь школьного психолога? Независимо от наших собственных взглядов — подросток имеет право рисковать, а взрослые обязаны соблюдать закон.

4. Нервный вундеркинд

Невнимательные называют его девочкой за длинные волосы и нежное лицо. К одиннадцати годам он пересмотрел всё кино двадцатого века и хочет создать музей быта советской эпохи. Его называют «умник» — не только потому, что он как-то особенно умён.

Он привык так ощущать себя и вести себя как умник. Дети покрепче попадают в школы городского набора и там социализируются, учатся на своём высоком уровне и привыкают к тому, что они не уникальны.

(А в идеале ещё и к тому, что интеллект — не единственное возможное достоинство человека).

Другие скучают, воют от тоски, деградируют или как-то выплывают в обычной школе, где их (взаимно) не любят учителя и одноклассники.

А вот третьим, как нашему герою, приходится трудно, потому что великолепные способности и некоторое отставание в эмоциональном и социальном развитии сочетаются у них ещё и со слабым здоровьем.

Если человек не боец и всё время болеет — он не сможет учиться в «крутой гимназии». Но и семейное образование ему совсем не полезно: окончательно возомнит себя гением и разучится общаться.

5. Увлечённая скрипачка

Девочка с толстой косой — «мы уверенно идём к поступлению в Консерваторию, минуя училище».

Что если у ребёнка другие таланты, не школьные? Нужно ли его учить или махнуть рукой на то, что он так и не узнает азов физики и химии? Должен ли юный музыкант, физик, спортсмен, актёр быть необразованным только потому, что не может сочетать жёсткий школьный график с главным делом своей жизни? Определённо не должен. И физика ему нужна, и математика тоже. Не спрашивайте, зачем. Образование — не «зачем», это право, которое есть у каждого.

6. Любознательный шестиклассник

Обаятельный парень с чубчиком, вот уж такому-то, кажется, в любой школе рады. И здесь, видно, популярный — с ним сразу все здороваются за руку, даже десятиклассники. Любознательный, ироничный, тактичный, взрослый парень. Учится здесь второй год.

Его семья — приезжие из другого далёкого большого города. Всегда интересовался всем на свете: и на гитаре хочется играть, и фотографировать, и на самокате по перилам прыгать. Но… «В школе у меня были только двоечки и колы, и все учителя ругались.

А если полдня там сидеть, а потом полдня уроки учить, на интересные дела времени вообще не останется».

Часто родители в таких случаях резки: если не успеваешь в школе — никаких кружков. И удивляются потом, что подросток стал вялый, ничего не хочет.

Но чего ему хотеть, если обязательное — скучно, а на дополнительное «нет времени»? Здесь процесс обучения построен так, что дети проводят в школе только три часа. Потом дома сделал уроки — и свободен, как муха в полёте.

Повезло нашему шестикласснику! И двоечки как-то постепенно исправились.

7. Ненужный ученик

У стола завуча сидит дама. Она очень расстроена. Не плачет, но сдерживается с трудом. Её сын в этом году пошёл в школу, и в первый же вечер сказал: всё, больше не пойду. Наотрез.

И что там случилось — тоже наотрез. А класс-то — девятый. ОГЭ на носу. У родителей паника, как быть — непонятно. В другие школы не берут, кроме тех, у которых репутация совсем уж не очень.

Да и школьник тот ещё подарочек, учиться не любит.

Что там случилось? Можно только гадать. Может быть, дело в учёбе. Школе всё равно, а родитель к пятнадцати-шестнадцати годам уже не может контролировать ребёнка, как раньше. Не может и не должен. Мотивация не выработалась, само не едет. Школа вызывает только отвращение.

А может быть и какая-нибудь запутанная история. Ссоры. Долги. Бойкоты. Тёмная сторона так называемой школьной социализации. Истоки у этого всё те же: школе всё равно. «Мне такие ученики не нужны».

8. Активная, но странная девочка

Девочка-подросток с сияющими глазами в футболке с волком. С ходу обращается ко мне, взрослой и незнакомой, на «ты».

Начинает рассказывать о своей влюблённости в — я даже не вполне поняла кого — кажется, это был какой-то артист, певец, а может быть, персонаж сериала или фильма. Но не видеоблогер, точно.

Я не знаю, почему она учится в нашей школе и какая у неё история, но догадываюсь, что такой человек выглядит в обычном классе средней школы немного необычно. Или даже очень необычно.

Шансов стать жертвой травли у такого ребёнка даже больше, чем у аутиста, который в общем предсказуем и которого нейротипичные дети, возможно, будут даже защищать от агрессивных сверстников. А таких не любят очень часто.

Ни учителя, которым мешает их активность, ни ученики, которые чуют что-то не то, и при этом «не то» не вписывается в привычные стереотипы тихого чудака или заученной отличницы. Быть открытым и активным, но неадекватным — значит сильнейшим образом подставляться.

Некоторые учатся этому уже после двадцати лет, но что делать до?

9. Проблемный мажор

Девочка не из нашей, а из другой, дорогой частной школы. Высокая, подчёркнуто женственная и тихая на вид девушка. Я кое-что знаю о ней: зависимости, суицидальные срывы, дебоши, анорексия, попытки родителей отправить её учиться в Европу — история там уже длинная и серьёзная, а ей только шестнадцать. Цели жизни неясны, перспективы туманны, мотивации учиться, да и знаний почти нет.

Мы не знаем, что будет дальше, и не знаем, в какой мере корень этих проблем в (весьма почтенной, работящей и далеко не бедной) родительской семье, а в какой мере — в школе.

Но ясно, что проблемы бывают не только у тех, чьи родители пьют и не работают. Учителя боятся и ненавидят проблемных мажоров, и их можно понять: богатые юные хамы плюют на педагога с высокой колокольни. Можно сказать, что это проблема общества.

Но школа — одно из тех мест, где надо бы её решать, а она только усугубляется.

10. Медлительная перфекционистка

Дисграфия, дислексия, трудности с математикой, неумение пересказывать и концентрировать внимание, самооценка ниже плинтуса, отсутствие мотивации к учёбе — всё более-менее позади.

Легко могу себе представить, что началось бы, если бы я как образцовая приёмная мама (у нас — не опека, а удочерение, что редкость с детьми, взятыми уже «крупненькими») отправила её в массовую школу.

Там дочка снова выбилась бы в главные двоечницы, продолжила бы считать себя безнадёжной дурой, которой не стоит и пробовать грызть гранит науки, а лучше самоутвердиться как-нибудь повеселее, например, в дружбе с другими «отпетыми» и в асоциальных поступках.

Сейчас, спустя два года, школа дочке очень нужна. Но не массовая, где она могла бы отсидеться на задней парте, где её внимание витало бы в облаках, вдалеке от учёбы, и где всем на неё в лучшем случае наплевать. Наоборот, в нашей школе учитель работает с учеником индивидуально и сразу видит, кто знает, а кто нет.

Здесь хорошо видно, что моя дочь на самом-то деле не безалаберная лентяйка (такой она казалась, когда махнула на себя рукой), а медлительная перфекционистка. Если дать ей время подумать и не трепать нервы руганью и спешкой, она выдаст лучший результат, чем от неё ожидали. Не всегда успевает, многого не понимает, иногда от напряжения стремится увильнуть от занятий.

Но чаще — гордится собой, принося из школы честные тройки, четвёрки и пятёрки.

Иллюстрации: Shutterstock (smilewithjul)

Источник: https://mel.fm/shkola/913762-pupils_types

Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу

У многих сегодняшних школьников своих детей не будет

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. «Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями», — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. «И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону», — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

«Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает», — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. «Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка», — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2012» Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

«Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать», — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

«Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса», — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками.

«Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится», — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. «И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям», — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. «Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому», — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. «По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные», — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. «Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете», — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

«Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки.

В результате ребенок привыкает и говорит: «Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!» У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать», — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. «Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения», — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. «Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании», — считает психолог.

Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. «У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка.

Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется», — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на «отлично». «И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе», — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. «Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка», — заключил Кузнецов.

Источник: https://ria.ru/20131120/978238106.html

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

У многих сегодняшних школьников своих детей не будет

Артем Новиченков

Выпускник факультета журналистики МГУ; учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация»

Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.

Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:

  • они ничего не хотят;
  • не читают, все время в телефоне;
  • мы в их возрасте о другом думали;
  • им, кроме развлечений, ничего не нужно;
  • не хотят работать, хотят, чтобы им все легко доставалось.

Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.

Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.

Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми.

Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей.

И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.

При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар.

Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось.

Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.

Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.

Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию.

Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников».

И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта

В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.

Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора.

Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал).

Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.

Подробности по теме

15 грехов современной школы

15 грехов современной школы

В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку.

А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой.

Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.

Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.

Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос.

Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога.

Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.

Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно

Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества.

Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится.

Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.

Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками.

Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее.

И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.

Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

О неосознанности взрослых

Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит.

А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права».

Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.

Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.

Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой.

Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время.

Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.

Подробности по теме

Сексизм, лицемерие, нелюбовь: что не так с преподаванием литературы в школе

Сексизм, лицемерие, нелюбовь: что не так с преподаванием литературы в школе Мне остается только сочувствовать таким детям. Ну что ты будешь делать, когда в шестнадцать уже критически мыслишь, читаешь сложные книги и понимаешь что-то большое, а дома видишь утыкающихся в телевизор родителей с кучей комплексов и проблем, которые не замечают ни тебя, ни жизни? Может, уйдешь с головой в виртуальную реальность? Эскапизм в шестнадцать — что может быть грустнее.

Проблема неосознанности кажется следствием предыдущих двух — консервативности общества и коллективизма. Советская идеология высоко ценила уважение взрослых и не позволяла ставить этот догмат под сомнение.

Возраст в народном понимании приравнивается к опыту, а опыт — к обладанию истиной, которое, в свою очередь, дает власть, возможность для манипуляции — чем и занимаются многие взрослые и большая часть учителей.

О будущем

В моих глазах нынешние школьники — интереснее и глубже своих родителей.

В шестнадцать они читают битников, нон-фикшн и сложную классическую литературу вне программы, тогда как их родители в том же возрасте читали Жюля Верна и Конан Дойла.

Это не значит, что они лучше, они просто шире, ведь Конан Дойла они тоже читают. Многие из них уже подрабатывают и могут найти себе работу по увлечениям. У подавляющего большинства индивидуальный музыкальный вкус.

Когда я учился в школе, разговоры о политике казались нам скучными, и они просто-напросто отсутствовали в дискурсе. За десять лет ситуация кардинально изменилась. Это не хорошо и не плохо, это данность. И мне кажется, этот протест — не просто банальный юношеский максимализм.

Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок

Я учился в старшей школе в конце нулевых, во время расцвета «неформалов»: готы, эмо, кислотники, рокеры, скины и другие. Я сам носил широкие штаны и футболки на два размера больше, чтобы позлить завуча и математичку. Посмотрите на сегодняшних подростков. Они одеты… обычно. Их протест никак не выражается внешне.

Им не нужен протест ради протеста, им есть чем заняться — хотя бы в социальных сетях. Они просто хотят отстоять свое право на анонимность, на свободы, зафиксированные в конституции (кстати, многие школьники знакомы с этим документом), на объективность и откровенность, они хотят получать честные ответы на вопросы.

Мне кажется, они хотят не разрушать, они хотят защищать и созидать.

И я думаю, что подростки выходят на митинги не столько против власти, сколько за себя. Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Другой вопрос: кто поведет этот протестный импульс и в какую сторону.

В любом случае процесс сдерживания и насильственного закрепления традиций искусственен. Сегодня подростков учат смирению, но в итоге смириться придется тем, кто учит. И пусть их сколько угодно называют другими, в итоге все равно правда, какая бы она ни была, останется за ними, потому что именно они определят будущее.
Экономим не только ваше время, но и символы. Все кратко и только по делу в нашем твиттере.

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/5132-svoboda-protest-osoznannost-kakimi-ideyami-zhivut-sovremennye-podrostki/

Проблемы современных школьников

У многих сегодняшних школьников своих детей не будет

Ребенок взрослеет и неизбежно приходит время обучения в школе. Большинство родителей провожают малыша в первый класс с радостным ожиданием. Что ждет маленького школьника? К чему нужно быть готовым родителям? Какие проблемы школьников затронут маленького ученика?

Оглавление

Первоклассник  попадает в большой коллектив, где нужно подчиняться достаточно жестким требованиям. Его собственные желания уже мало кого интересуют, кроме разве что родителей и близких родственников. Приходится столкнуться с огромным количеством трудностей и ограничений.

Первым эмоционально и физически особенно сложным периодом являются первые два класса начальной школы. Резко меняется режим. Значительно увеличивается время пребывания в статическом сидячем положении и уменьшается двигательная активность.

Практика нынешней школы не предполагает движение на уроках. Учителя не умеют проводить занятия с использованием движений.

Многие не умея быстро собрать внимание учеников, не позволяют не то, что встать и повернуться, а лишний раз ответить с места.

Выполнение совсем новых непривычных требований и увеличенная нагрузка часто становятся причиной возрастающей неуверенности и проблем со здоровьем ребенка. У младших школьников еще очень активно развивается скелет и нервная система. Чтобы социальная и физическая адаптация к школе прошла  максимально безболезненно родителям нужно организовать учебный процесс наиболее продуктивно.

  • Хорошее полноценное питание с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей.
  • Максимально сократить сидение за столом дома. Для этого придется научить маленького школьника делать задания максимально быстро и включать в приготовление домашних заданий физкультминутки. Это может быть несколько элементов физкультуры, помощь по дому, уход за домашним любимцем.
  • Возможно большее время прибывания на свежем воздухе. Нужно составить время дня таким образом, чтобы не меньше часа школьник мог погулять. Это может быть время по дороге из школы домой или после всех сделанных уроков, после кружка или тренировки.
  • Придется учить школьника распределять свое время правильно. После отдыха сначала делать сложное задание, под конец оставлять самое простое.
  • Объяснять и не раз, что требования в коллективе часто расходятся с его личными желаниями и потребностями. Нужно учиться уживаться с разными людьми даже когда они не нравятся или хотя бы не идти на открытые конфликт и не провоцировать его самому.
  • Кроме уроков нужно обязательно найти занятие по интересам. Это может быть спортивная секция, кружок, увлечение, разделенное с родителями или знакомыми. Очень хорошо если мальчишка будет ездить с отцом на рыбалку по выходным, а среди недели искать информацию и планировать будущую поездку. Помогать отцу с машиной тоже интересно, поучительно и очень сближает старшего и младшего мужчин.

Девочка может помогать маме в разведении цветов или вышивании картин. Все, что угодно, но ребенку, как и любому человеку, необходимо переключаться и заниматься тем, что нравится.

После окончания младшей школы начинается новый этап. Разные учителя по всем предметам и разные соответственно требования. Со всеми нужно учиться строить взаимоотношения. Потом начнется  подростковый кризис, который ныне еще совпадает у школьников с выбором профиля и подготовкой к ОГЭ и далее к ЕГЭ. Спокойствия в жизни все это тоже не добавляет.

Все это накладывается на проблемы с успеваемостью. Если в начальной школе ребенку активно помогают родители, то в средней и старшей школе их знаний может уже не хватать, да и времени на это уходит значительно больше.

Учитывая все эти сложности нужно в самом начале позаботиться о хорошем фундаменте знаний. Для того, чтобы школьник хорошо успевал уже в младшей школе, родителям придется научить ребенка читать еще до школы и считать.

Современная школа рассчитана на детей приходящих в школу с определенным багажом знаний и умений. Можно с этим соглашаться или нет, возмущаться или смириться, но чтобы не создавать лишних проблем первокласснику родителям придется позаботиться о его обучении еще до поступления в первый класс.

Причины неуспеваемости в школе

  • Неподготовленность к обучению может быть следствием недостаточных знаний и умений, которые должны быть получены сейчас еще до школы. «Меня всему научили в школе» — такое утверждение родителей ныне не работает.
  • Неготовность к школе в силу возраста или индивидуальных особенностей развития.

    Один ребенок читает в четыре года, но физически еще не может долго сидеть или удерживать надолго произвольное внимание. Другой всех перерос, хорошо развит физически, но не имеет достаточных знаний, умений и навыком для обучения в школе. Иногда достаточно подождать пол- года и ребенок в первом классе избежит массы проблем.

  • Проблемы со здоровьем.

    Родители часто надеются, что как-нибудь все образуется, но это доставляет ребенку лишний стресс.

  • Проблемы с речью. Если вовремя не поставлены все звуки, это не только вызовет проблемы по русскому языку, но и станет предметом насмешек среди одноклассников.
  • Неумение налаживать взаимоотношения с учителями и одноклассниками.

  • Проблемы, связанные с переживаниями, возникающие вне школы.
  • Неумение распределять физические и умственные нагрузки в течение дня.
  • Неразвитое абстрактное мышление. Часто эта причина относится к возрасту младшей школы. Непонимание же в это время постепенно нарастает как снежный ком и дает проблемы в обучении в более старшем возрасте.

Все эти причины, как по одной, так и в комплексе подрывают уверенность ученика в своих силах и приводят к его неуверенности в целом.

Основные проблемы физического здоровья школьников

  • Много часов в сидячем положении и недостаток двигательной активности не способствуют правильному развитию костно-мышечной системы.
  • Неправильная осанка и много часов занятий при электрическом свете создают слишком большую нагрузку на глаза. Уже в младшей школе начинает портиться зрение, к старшим классам количество учеников с плохим зрением возрастает.

  • Слишком большое время, проводимое в школе и невозможность питаться при этом правильно приводят к нарушениям  в пищеварительной системе. Школьные обеды проблему не решают, да и не все из них дети едят. А если задержали на уроке, то и вовсе не успевают. Начинается покупка сникерсов и чипсов. Нужно ли говорить, что такое питание совсем неполезно.

  • Много учебников и большое количество предметов в день делают портфели поистине неподъемными. К ним еще добавляется сменка, форма по физкультуре, сумка с принадлежностями по рисованию или черчению. Даже взрослому все это тяжело поднять. Ученики, которые согласны мириться с двойками просто не берут весь комплект учебников и формы.

    Их школьный день легче, даже выраженная в килограммах.

Социальные проблемы младших и старших школьников

Как бы не пыталась наша школа с помощью формы уравнять учеников, выглядят такие потуги смешно и бездарно. Дети общаются между собой и прекрасно видят и знают, что имеют и на что могут рассчитывать их одноклассники.

Но на финансовых возможностях родителей не заканчиваются социальные проблемы. Современные школьники в силу возросшей информативности, изменения после реформ в образовании отличаются большей неуверенностью, тревожностью и неумением, нежеланием принимать решения, запоминать большие объемы знаний. Зачем? Ведь все можно скачать из интернета.

Сама школа с ее тестами закладывает привычку не приходить в ходе рассуждений к правильному ответу, а угадывать или выбирать из предложенных вариантов. И отражается это не только на самих уроках. Так ученики пытаются строить саму свою жизнь. И родителям придется приложить максимум усилий, чтобы переломить это нежелание приобретать новые знания и применять их в жизни.

Школьная жизнь, перегруженная уроками и домашними заданиями, добавляет проблем. Старшие школьники часто физически не могут выполнить заданный объем.

Перед ними встает дилемма: не делать урок совсем и получить плохую оценку, но освободить время для своих интересов и общения или постараться сделать все, но не успеть и все равно получить плохую оценку, да еще и лишить себя общения с друзьями и ничем не заниматься кроме уроков.

Пока сын учился в 8-9 классе у нас учительница физики умудрялась на следующий день задавать 60 задач. Предполагалось, что так она их готовит к экзаменам. Другие учителя тоже не отставали.

Я однажды села и подсчитала, сколько должен времени затратить человек, который изначально знает все решение и должен просто записать все по всем предметам. Оказалось, что суток для этого просто не хватит.

И это без учета сна, еды и посещения школы. Так стоит ли пытаться?

Свои подсчеты я принесла на родительское собрание. Учителей это нисколько не смутило. Ответ был один: «им же ОГЭ сдавать». И что? Если человек понимает, ему достаточно для закрепления решить 3-4 задачи, не понимает – шестьдесят не помогут. Вот такая счастливая школьная жизнь.

Современные учителя превратились в своем большинстве в предметников. Но и свой предмет часто они преподать доходчиво не могут и не хотят. Все это компенсируется заданными на дом ученикам докладами и презентациями. По-умолчанию считается, что у всех дома есть мощный компьютер, цветной принтер и 48 часов свободного времени, которое нечем занять.

Все это накладывается на требование администрации к учителям по максимуму использовать информационные технологии. Сама же школа, пытаясь сэкономить, не обладает для этого необходимыми ресурсами и знающими сотрудниками.

В результате мы имеем взвинчинных учителей, которые не успевают вести уроки и учеников, которые не успевают эти уроки освоить и сделать, а впоследствии и не хотят. Так увеличивается количество неуспевающих  и трудных учеников, которым вполне по силам освоить программу.

Требования учителей и школы

Если раньше требования школы сводились к тому, что «ты делаешь все уроки сам, если не получается — обратись к учителю, он тебе объяснит», то теперь все стало проще «делаешь дома с родителями, учитель проверит». Доходит до смешного. Во втором классе сыну задали рисунок. Нарисовал. На следующий день приходит из школы. В дневнике стоит тройка с пояснением «не видно руки взрослого».

Требования к поступающим в школу изменились, хотя и негласно. Не умеющего читать малыша примут в первый класс. Только часов, чтобы учить в школе читать, особенно не предусмотрено.

Первокласснику придется не только осваивать программу, но и нагонять дома обучение чтению, чтобы достичь определенной скорости. А это очень сложно. Сложно и ученику и родителям.

Именно на них ложится обязанность по приобщению к чтению, обучению и тренировке навыков чтения. Вывод: учить чтению нужно еще до школы.

Изучение иностранного языка во многих школах начинается теперь с 1-2 класса. Вся программа построена так, что ребенок может ее освоить только с помощью взрослого (читай: дома с родителями).

Не все родители знают язык в той мере, чтобы научить. Позиция школы и здесь проста: не можете, пусть ходит на дополнительные занятия. Дополнительные занятия теперь оплачиваются учителям, как и уроки.

Поэтому учителя заинтересованы в дополнительных часах в виде занятий после уроков.

Увеличилось количество неработающих мам и родителей работающих посменно.  Результат — снижение самостоятельности детей. Нежелание принимать собственные решения, планировать собственное время. Школа тоже делает ставку на большое внимание родителей к школьной программе.

Большое количество учебников и недостаток цензуры их содержания приводит к большому количеству ошибок. А ведь по ним учатся наши дети. В учебнике географии, по которому учились в классе сына, долготу перепутали с широтой. В результате контрольная написана всем классом на двойки, кроме двух учеников, где родители проверяли домашнее задание.

В учебнике истории за 9 класс шедевры почти в каждом параграфе. Не проверять, что там написано, значит, заведомо ученик получит неверные знания.

В подростковом возрасте проверка домашних заданий родителями вызывает часто еще и дополнительные конфликты. Как их преодолеть родителям придется решать самим.

При таком способе обучения, когда вмешательство родителей «должно быть» максимально, а инициатива детей минимальна о мотивации, говорить не приходится. Школьники плохо представляют,  для чего они получают те или иные знания. Не видят дальнейшей цели в учебе.

На родительских собраниях часто звучит не «Саша выиграл олимпиаду» или «Даша прекрасно сделала работу», а «Вы с Сашей выиграли» и «вы с Дашей сделали». Больше хвалят родителей, чем ученика. Ругают тоже родителей, что недостаточно уделили внимание.

Еще одна глобальная проблема современной школы: недостаточные знания по русскому языку.

Причины проблем по русскому языку

  1. Логопедические проблемы детей, приходящих в начальную школу
  2. Уменьшение количества часов уроков русского языка и литературы
  3. Повышение количества учеников в классе других национальностей, для которых русский язык не является родным

Во всех случаях сложности с русским языком не заставляют себя ждать. Хорошо если повезет с учителем. А если нет?

Все проблемы школы  и самого школьника приводят не только к плохим оценкам, но и неуверенности в себе и в своих возможностях. Чтобы дети пришли к выпускным экзаменам уверенными в своих силах, родителям придется очень постараться. Придется помочь своему школьнику научиться получать знания и ладить с людьми. И лучший способ этого добиться — выстроить доверительные отношения со своим ребенком.

Проблемы у школьников сегодня разные и их много. А какие проблемы возникали у вашего ребенка в школе и как вы их с ним решали?

На этом все. на страницах блога Маривлада.

Источник: https://marivlada.ru/semya/nashi-deti/podrostki/problemy-sovremennyh-shkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.