Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

Содержание

Нарушение прав ребенка: какие права чаще всего нарушаются, защита прав детей

Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними. Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.

Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются. Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

Основные виды прав ребенка по Конституции РФ

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Основными считаются следующие права ребенка:

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Проживать с матерью и отцом.
  3. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  4. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  5. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  6. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  7. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  8. Получение медицинской и социальной помощи.
  9. Использовать родной язык и религию родителей.
  10. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  11. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  12. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  13. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  14. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  15. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  16. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  17. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  18. Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

Согласно законодательству лицо, не достигшее совершеннолетия, является самостоятельным субъектом права. Поэтому, как и любой взрослый человек, он является индивидуальной личностью. При этом он имеет личные права.

До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.

В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.

Примеры нарушения прав

Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.

Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.

Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.

Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.

Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание.

Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование.

Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания. Ведь все дети имеют имущественные права. При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты. Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.

Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала. Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.

Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.

Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности.

На самом деле права детей регламентированы законом. Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:

  • сам отпрыск;
  • мать либо отец;
  • другой родственник;
  • сосед;
  • преподаватель;
  • любое другое лицо.

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.

Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.

Заключение

Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.

Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.

Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

3 Комментария

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/otvetstvennost-za-narushenie.html

Права ребенка — все о правах детей

Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

Жителям благополучного 21 века трудно поверить, что еще столетие назад не было документа фиксировавшего права ребенка. Малыши и подростки полностью принадлежали своим родителям и только те решали, как сложится их жизнь: где они будут жить, получат ли образование и когда начнут работать.

Права несовершеннолетних детей

Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.

Гражданские права ребенка

Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей. Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:

  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой)начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Политические права ребенка

Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так.

Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей.

Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.

Экономические права ребенка

Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты.

Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба.

Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.

Социальные права ребенка

задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми.

В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение.

Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.

Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

  1. Личные неимущественные:
    • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
    • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
    • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  2. Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).

Права ребенка в обществе

С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:

  1. Права ребенка в детском саду:
    • на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
    • на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
    • на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.
  2. В школе:
    • на обучение по общим или индивидуальным планам;
    • на пользование библиотекой и столовой;
    • на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
    • на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
    • на помощь психолога и учителя;
    • на медицинскую помощь.
  3. На улице:
    • на свободу перемещения;
    • на безопасность;
    • на пользование детскими площадками, парками и т.д.

Защита прав ребенка

До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы.

Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру.

В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.

Документы о правах ребенка

Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции.

Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден.

Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.

Общественные организации по защите прав детей

Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением.

Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена.

Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.

Больничный по уходу за крохой могут взять оба родителя, бабушки или дедушка. На сколько дней можно подписать, как он оплачивается? Также следует знать принципы расчета листа нетрудоспособности и варианты начисления оплаты. Налоговый вычет на детей — что нужно знать о налоговой льготе? Не каждый владеет сведениями о том, что имея сына или дочь до 24 лет, есть возможность воспользоваться отличным способом наполнения семейной казны. Для этого предусмотрен налоговый вычет на детей, позволяющий вернуть частично свою зарплату. Однако, доступно это далеко всем, а определенной группе людей.
Как установить отцовство в добровольном и принудительном порядке? Самым достоверным и точным способом, как установить отцовство, является генетическая экспертиза. Узнайте из этой статьи о существующих методах и особенностях ее проведения. Прочитайте о процедуре подтверждения кровного родства в добровольном и принудительном порядке.Развод при наличии несовершеннолетних детей сложен не только с этической и моральной точек зрения, но и юридически. Узнайте порядок прохождения данной процедуры и перечень необходимых документов. Прочитайте, как проводится раздел имущества и принимается решение об опекунстве.

Источник: https://womanadvice.ru/prava-rebenka-vse-o-pravah-detey

Дети имеют право: что нужно знать о «Конвенции прав ребенка»

Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

После ужасов второй мировой войны мир нуждался в изменениях. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла общую декларацию прав человека. В первые годы создания ООН комиссию по правам человека возглавляла Элеонора Рузвельт.

Вот отрывок из ее речи “Все в наших руках”:

“Где же все-таки начинаются права человека? В местах недалеко от дома, столь близких и столь маленьких, что их не увидишь ни на одной карте мира. И все же — это мир отдельного человека; окружение, в котором он живет; школа или колледж, который он посещает; завод, ферма или контора, где он работает.

Это там, где каждый мужчина, женщина и ребенок стремится к равной справедливости, равным возможностям, равному достоинству без дискриминации. И пока эти права не приобретут смысла там, они будут иметь мало значения где бы то ни было еще.

Если граждане не будут заботиться о защите этих прав вблизи от дома, мы не можем надеяться на прогресс во всем мире».

Неплохо бы распечатать и повесить на подъезде, да?

Марина Довбыш — активная мама двоих детей, автор статей  и блогер

Как рассказать детям об их правах?

Вы наверняка смотрите исторические фильмы, читаете сказки. Например, в каждом фильме из этой подборки для маленькой леди мы видим неравенство детей — дети-слуги и дети из высшего общества, детский труд, дискриминация.

Во многих классических сказках мы наблюдаем просто ужасы — юную Золушку заставляют работать (никакого права голоса и сохранения индивидуальности), законную наследницу Белоснежку хотят убить, маленького утенка, который лебедь, дразнят, потому что он другой, Гензель и Гретель голодают и их оставляют в лесу, Синяя борода…

Обсуждая с ребенком героев, расскажите про права человека. Не обижать других — это не только пожелание и правила хорошего тона, это настоящий документ, который обязаны соблюдать все, в каждой стране и в каждом доме.

Но что касается базовых представлений о правах человека, мы сами должны многое уяснить.

Вот некоторые выписки из Общей декларации прав человека:

Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

ст.2.Права человека принадлежат всем, вне зависимости от гражданства, пола, цвета кожи, социального положения или вероисповедания.

ст.12.Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на жилища, тайну его корреспонденции или на честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Ст.26.1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере начальное. Начальное образование — обязательно. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее —  одинаково доступно на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на увеличении уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

     Каждый взрослый должен знать свои права и уважать права других.

Может быть сейчас детям кажется, что это что-то элементарное. Но крепостное право отменили в 1861, а рабство в Мавритании, например, всего лишь в 1981.

В Саудовской Аравии женщины получили право голоса в 2011,  а в некоторых культурах им все еще нельзя самостоятельно выбрать себе супруга.

Об этом стоит говорить в доступной для детей разного возраста форме. О ценности свобод и личной ответственности. 

 Права детей

Перечень статей вы можете прочитать  подробнее на официальных сайтах ЮНИСЕФ. Сейчас мы озвучим главные.

Ст.1. Каждый человек до 18 лет считается … ребенком и обладает всеми правами,  заключенными в Конвенции.

Ст.3. Наилучшее обеспечение интересов ребенка. В этой статье регулируется обязанность стран-участниц ООН обеспечивать все возможное для обеспечения всех интересов каждого ребенка.

Ст.7. Ребенок имеет право на имя и гражданство.

Ст.8. На сохранение индивидуальности.

Ст.9. Эта статья регулирует разлучение с родителями.

Ст.12. Взгляды ребенка имеют ценность

Ст.13-15 Свобода выражения мнения, свобода мысли,  совести и религии, ассоциации.

Ст.16.Защита права на личную жизнь.

Ст.19.Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

Ст.20.Защита ребенка, лишенного семьи.

Ст.21.Регулирует усыновление в соответствии соблюдением всех прав ребенка.

 Ст. 24. Здоровье и здравоохранение. 

 Ст.28.Образование.

Ст. 32.Детский труд — эта статья регулирует и ограничивает использование детского труд

Ст.33-37. Защита от  употребление наркотических средств, сексуальной эксплуатации, торговли, контрабанды и похищения, другие формы эксплуатации, пыток и лишение свободы

 Ст.42. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Обязательно изучите содержания, хотя бы краткое, каждой статьи. Осознанная мама, знающая свои права и права ее детей — часть осознанного общества. И ”В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания, мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

” — это тоже не пожелание, а статья из официального международного документа.

Более образно о правах детей смотрите на видео от UNICEF

 shutterstock.com

: .com

Источник: http://4mama.ua/kids/raising/6185-deti-imeyut-pravo-chto-nuzhno-znat-o-konventsii-prav-rebenka

Права ребенка и детей

Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях.

Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь «ты обязан …

«, детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

Кроме того, при различных взаимоотношениях у родителей могут возникать разного рода вопросы, разрешение которых имеет особый характер, к примеру:

Права ребенка в зависимости от его возраста

Другим критерием, по которому можно разделить все права ребенка, является его возраст:

    • имя, отчество и фамилию (статья 19 Гражданского кодекса РФ; статья 58 Семейного кодекса РФ);
    • гражданство (статья 6 Конституции РФ, статья 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», согласно которым ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (т.е. по принципу «праву крови»));
    • имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса РФ);
    • охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ);
    • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (статья 54 Семейного кодекса РФ);
    • общаться с родителями и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса РФ);
    • также с рождения каждый человек обладает правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности (статья 17 Гражданского кодекса РФ);
    • мелкие бытовые сделки (т.е. такие сделки, которые незначительны по сумме и направлены на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, т.е. его личных потребительских нужд, на которые распорстраняется действие Закона РФ «О защите прав потребителей»);
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
  • С 10 лет ребенок имеет право:

    • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 Семейного кодекса РФ);
    • выражать своё мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (статьи 57 и 65 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (пункт 4 статьи 59, пункт 4 статьи 134 Семейного кодекса РФ, пункт 3 статьи 143 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на восстановление родительских прав (пункт 4 статьи 72 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (пункт 1 статьи 132 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (пункт 2 статьи 136 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие о назначении опекуна (пункт 4 статьи 145 Семейного кодекса РФ).
    • давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства РФ (статья 9 Федерального закона «О гражданстве РФ»);
    • может выбирать (с согласия родителей) место жительства (статьи 20, 26 Гражданского кодекса РФ);
    • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей — статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор (статья 63 Трудового кодекса РФ);
    • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
    • обучаться вождению мотоцикла;
    • вступать в молодёжные общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
    • получить паспорт (пункт 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828);
    • отвечать за свои действия в виде:
      • имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
      • уголовной ответственности за тяжкие преступления (статья 20 Уголовного кодекса РФ).
    • оставить (с согласия родителей) общеобразовательную организациюдо получения основного общего образования (статьи 43, 66 Федерального закона «Об образовании в РФ»)).
    • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (статья 27 Гражданского кодекса РФ);
    • может быть членом кооператива (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (статья 21 Гражданского кодекса РФ, статья 13 Семейного кодекса РФ);
    • может получить право на управление мотоциклом;
    • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (статья 63 Трудового кодекса РФ);
    • несёт административную ответственность;
    • несёт уголовную ответственность за любые преступления.
  • Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права, в том числе вправе:

    • избирать и быть избранным на выборах;
    • вступать в брак;
    • покупать алкоголь и табак;
    • получить право на управление транспортным средством категории «В» и «С»;
    • вступить в политическую партию.
    • платить налоги;
    • исполнить воинский долг;
    • нести гражданско-правовую ответственность по любым принятым на себя обязательствам.
  • С 20 лет гражданин может получить право на управление транспортным средством категории «D», а также трамваями и троллейбусами.

  • С 21 года гражданин может быть избран в законодательные органы государственной власти.

Понятия: ребенок, малолетний ребенок, родитель

Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

ребенок — это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);

малолетний ребенок — это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

родители — это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ).

Также достаточно часто встречаются понятия, которые законодательно не опрелены, но определены правоприменительной практикой. К таким понятиям относятся:

В каких законах говорится о правах ребенка

Основные права ребенка изложены в:

    Декларация установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство:

    Принцип 1 — ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

    Принцип 2 — ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

    Принцип 3 — ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    Принцип 4 — ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

    Принцип 5 — ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

    Принцип 6 — ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

    Принцип 7 — ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

    Принцип 8 — ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    Принцип 9 — ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Принцип 10 — ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

    — обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7);

    — материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (статья 38).

    — жить и воспитываться в семье (статья 54);

    — знать своих родителей и общаться с ними (статьи 54, 55);

    — на заботу родителей (статья 54);

    — на совместное проживание с родителями (статья 54);

    — на защиту своих прав и законных интересов (статья 56);

    — выражать свое мнение, которое должно учитываться если ребенок достиг возраста 10 лет (статья 57);

    — на имя, отчество фамилию (статья 58) и изменение фамилии и имени (статья 59).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/prava-rebenka/prava-rebenka.html

Наше право на защиту от насилия

Каждый ребенок имеет право, или четыре истории из жизни детей

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста является ребенком и обладает правами, закрепленными в настоящей Конвенции.

Статья 2: Недискриминация

Все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, закреплены за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений или социального происхождения.

Статья 3: Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Всем организациям, занимающимся вопросами детей, следует уделять первоочередное внимание наилучшему соблюдению интересов ребенка.

Статья 4: Соблюдение прав на практике

Государствам следует обеспечить детям доступность данных прав.

Статья 5: Управление родителей и развивающиеся способности ребенка

Государствам следует уважать право и обязанность семьи управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6: Выживание и развитие ребенка

Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на жизнь. Государствам следует обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7: Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на регистрацию имени и гражданства. А также право знать своих родителей и, насколько это возможно, право на их заботу.

Статья 8: Индивидуальность

Государствам следует уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая  имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9: Разлучение с родителями

Не следует разделять ребенка с его родителями, за исключением тех случаев, когда это соответствует интересам ребенка. Например, если родители плохо обращаются с ребенком или не заботятся о нем. В случае разлучения ребенок имеет право поддерживать отношения с обоими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Стать 10: Воссоединение семьи

Семьи,  проживающие в различных государствах, имеют право воссоединяться и поддерживать контакты.

Статья 11: Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государствам следует принять меры по прекращению незаконного вывоза детей из их страны.

Статья 12:  Мнение ребенка

Ребенок имеет право высказывать свое мнение  в случаях, когда взрослые принимают решение, затрагивающее их,  и мнение ребенка при принятии таких решений следует учитывать.

Статья 13: Свобода самовыражения

Каждый ребенок имеет право получать и передавать информацию в случаях, когда  она не наносит вред самому ребенку или окружающим.

Статья 14: Свобода мысли, совести и религии

Каждый ребенок имеет право на свободу мысли и вероисповедания в случаях, если это не ограничивает право других.

Статья 16: Право на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от посягательств на его образ жизни, честное имя, семью и дом.

Статья 17: Доступ к надлежащей информации

Каждый ребенок имеет право на получение достоверной информации из СМИ. Телевидению, радио и газетам следует предоставлять понятную детям информацию, и они не должны распространять материалы, которые могут причинить вред ребенку.

Статья 18: Ответственность родителей

Оба родителя несут ответственность за воспитание своих детей, при этом им следует всегда учитывать соблюдение интересов каждого ребенка. Государствам следует помогать родителям путем предоставления различных услуг, особенно в тех случаях, когда оба родителя работают.

Статья 19: Защита от жестокого  и небрежного обращения

Государствам следует обеспечивать должный уход за ребенком и защиту от насилия, жестокого и небрежного обращения со стороны родителей или других людей, осуществляющих уход за детьми.

Статья 20: Защита ребенка, не имеющего семьи

Ребенок, который не может получать должную заботу в семье, имеет право на надлежащую заботу со стороны других людей, уважающих его религию, культуру и язык.

Статья 21: Усыновление

При усыновлении ребенка первоочередное внимание уделяется соблюдению интересов ребенка. Следует придерживаться единых правил вне зависимости от того, в какой стране происходит усыновление.

Статья 22: Дети-беженцы

Каждый ребенок, попадающий в страну в качестве беженца, наделяется такими же правами, что и дети, рожденные в данной стране.

Статья 23: Дети с ограниченными возможностями

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особый уход и поддержку с тем, чтобы он мог жить полной жизнью и сохранять свою независимость.

Статья 24: Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения,  а также на предоставление чистой питьевой воды,  питательного продовольствия и чистую окружающую среду для того, чтобы он мог сохранять свое здоровье. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 25: Оценка условий, в которых находится ребенок

Каждый ребенок, находящийся на попечении местных органов управления, а не родителей, имеет право на периодическую оценку условий его жизни.

Статья 26: Социальная безопасность

Государству следует предоставлять дополнительные денежные средства детям из нуждающихся семей.

Статья 27: Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на такой уровень жизни, при котором удовлетворяются его физические и умственные потребности. Государству следует оказывать поддержку семьям, которые не могут самостоятельно обеспечить такой уровень жизни.

Статья 28: Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Школьную дисциплину следует поддерживать с помощью методов, уважающих человеческое достоинство ребенка. Начальное образование следует сделать бесплатным. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 29: Цели образования

Образование следует ориентировать на развитие личности и талантов ребенка в полном объеме. Одной из его целей следует сделать воспитание детей в духе уважения своих родителей, своей культуры и культуры других людей.

Статья 30:  Дети, принадлежащие к меньшинству или коренному населению

Каждый ребенок имеет право на изучение своего языка и обычаев своих семей вне зависимости от того, являются они языками и обычаями большинства или не являются.

Статья 31: Отдых, досуг и культурная деятельность

Каждый ребенок имеет право отдыхать и играть, а также участвовать в различных мероприятиях.

Статья 32: Детский труд

Государствам следует защищать детей от работы в опасных условиях, которые могут нанести вред их здоровью и образованию.

Статья 33: Употребление наркотиков

Государствам следует принимать меры с целью защитить детей от опасных наркотиков.

Статья 34: Сексуальная эксплуатация

Государствам следует защищать детей от сексуального насилия.

Статья 35: Торговля, контрабанда и похищение

Государствам следует принимать меры по предотвращению похищения и торговли детьми.

Статья 36: Другие формы эксплуатации

Следует защищать каждого ребенка от любых видов деятельности, мешающих его развитию.

Статья 37: Пытки и лишение свободы

Каждый ребенок, нарушивший закон, имеет право на защиту от жестокого обращения. Его не следует помещать в тюрьму вместе с взрослыми или лишать общения с членами семьи.

Статья 38: Вооруженные конфликты

Государствам следует заботиться о том, чтобы дети младше 15 лет не вступали в армию. Каждому ребенку, находящемуся в зоне военного конфликта,  следует предоставлять особую защиту.

Статья 39: Реабилитационный уход

Каждый ребенок, который подвергся насилию или плохому обращению, имеет право на получение помощи для восстановления самоуважения.

Статья 40: Дети в конфликте с законом

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на получение юридической помощи. Тюремное наказание в отношении детей следует применять только в случаях совершения тяжких преступлений.

Статья 41: Соблюдение положений, которые в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка

В случае если законы определенного государства в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка, то следует придерживаться этих законов.

Статья 42: Применение Конвенции о правах ребенка на практике

Государствам следует доводить содержание Конвенции до всех родителей и детей.

Источник: UNICEF brochure, What rights

Источник: http://www.un.org/ru/rights/protectedfromviolence/annex1.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.